Мнение: как изменится криптоиндустрия через три года

06.06.2017

За несколько лет криптоиндустрия продемонстрировала стремительное развитие. Сегодня подобный бизнес отчасти замещает спрос на венчурные инвестиции и рынок публичного капитала. Руководители проектов, не имеющих ничего общего с распределенной технологией, отдают предпочтение ICO с целью привлечения инвестиций через запуск новых токенов.

Компаньон фонда Bits.capital Степан Гершуни спрогнозировал потенциальный рост этого сегмента криптовалютного рынка, о чем будет рассказано нами на протяжении всего повествования.

Благодаря феномену ICO, к стартапам и проектам open-source были привлечены инвестиции на сумму 400 миллионов долларов, из них 150 миллионов предназначались печально известному ресурсу TheDAO. Сегодня криптоиндустрию можно сравнить с Диким Западом, где венчурный фонд из Силиконовой долины и магнитогорская фирма размещают криптовалюту в крупном объеме всего за один месяц. Насколько такой способ привлечения капитала в проект считается успешным? Что ждет рынок через пару—тройку лет?

Изначально основная ценность ICO заключалась в финансировании бизнес-решений. При этом многие предприниматели упустили из виду тот факт, что технология является одним из множества инструментов в краудфандинге и на рынке венчурных инвестиций. Кроме того, данное средство может с успехом применяться для развития площадок с внутренней экономикой и цифровых валют.

Однако проведение ICO может нести и потенциальные риски. Непрозрачность способа инвестирования привлекательна для мошенников, а также может породить несоблюдение данных ранее обязательств бизнесмену. Процесс ICO можно считать завершенным, когда компания и ее вкладчики получают немонетарную выгоду от проведения процедуры децентрализации.

Как правило, данные компании представлены децентрализованными фирмами, возглавляемыми несколькими разработчиками, проживающими в разных точках мира. Такие организации осуществляют фандрайзинг в цифровой валюте, поэтому начисление заработной платы специалистам и прибыли акционерам производится в ней же. Однако такая модель существенно отличается от зарегулированной процедуры IPO. Такие проекты выглядят, как инкубатор или свежеиспеченный венчурный фонд.

Децентрализованные организации способствуют размытию рубежей между их участниками, создателями и вкладчиками. Экономическая мотивация пользователей, отдающих предпочтение способу управления проектом посредством блокчейна, позволяет им принимать более эффективные решения.

Крипторазмещения призваны сблизить бизнес и его стейкхолдеров, поскольку их синергия запускает множество эффектов такого взаимодействия:

  1. Менеджмент и стратегическое управление. Как правило, создатели проекта и участники заинтересованы в его продолжительном существовании, а вкладчики — в быстром получении максимального размера прибыли. Однако использование распределенной технологии и смарт-контрактов позволит создать настоящую модель liquid democrary, что положительно скажется на проведении голосования по вопросам как традиционного, так и стратегического назначения среди держателей токенов. Экономическим стимулом каждого акционера может стать принятие более действенного и доходного в долгосрочной перспективе решения.
  2. Привлечение клиентов к вопросу развития продуктов. Гигантские компании, такие как Google и , сумели продемонстрировать впечатляющие результаты применения краудсорсинга в решении вопросов касательно локализации, сбора информации и модерации. Чтобы продолжить развитие проекта, акционеры криптоиндустрии могут написать положительный отзыв о нем, осуществить инвесторский перевод, прорекламировать в Сети или привлечь к нему множество рефералов.
  3. Независимый аудит финансовой деятельности. При проведении проверки в компаниях, работающих с блокчейном и криптовалютой, сопоставляются несколько осуществленных транзакций и анализируются их подписи. Такой подход позволит сэкономить на этапе pre-IPO сотни тысяч долларов ежегодно. Даже если фирма предпочитает вести бизнес и предоставлять отчетность в фидуциарной валюте, то его результативность будет оцениваться посредством свободно торгуемого токена. Сегодня в сети Эфириум запускаются множество «умных» контрактов, что приводит к неизбежной трате газа и повышению спроса на криптовалюту среди пользователей. Как следствие, это благоприятно отражается на ее итоговой стоимости. Вкладчики имеют возможность получать актуальную информацию о деятельности компании в онлайн-режиме с контролируемой узлы системы. Ранее предоставление таких сведений осуществлялось один раз в квартал в ходе проведения Earnings Call.

Проведение ICO и будущее краудсейла

 Господин Гершуни предлагает представить безоблачное будущее криптоиндустрии через 3—5 лет. Итак:

  • Общая капитализация токенов децентрализованных организаций достигла отметки в 100 миллиардов долларов (без учета прибыли Биткоина).
  • В момент осуществления крипторазмещений, фирмы проходят стандартизированную процедуру. Инвестирование проектов криптотокенами без осуществления привязки к финансовым метрикам выведет бизнесмена на ошибочный путь. В этом случае предугадать стоимость активов невозможно, что отрицательно сказывается на экономической мотивации вкладчиков. Для решения данной задачи разработано несколько способов.
  • Актив Equity token включен в долю реальной компании. Его приобретение наделяет покупателя правами акционера фирмы (голосование и получение дивидендов). В ближайшие три года список государств, намеренных создать правовую базу для корпораций, база акционеров которых внесена в блокчейн, существенно увеличится.
  • Метод привязки токена Appcoin к блокчейн-проекту является крайне удачным. Здесь актив или монета способны циркулировать внутри экономики. Прибыль инвесторов увеличивается за счет повышения стоимости токена, которую обеспечивают фиксированная эмиссия и растущее число клиентов сети.
  • В момент окончания ICO, новый токен приобретает возможность получения листинга и потенциальную ликвидность. Ключевая роль здесь отводится активному раскручиванию и популяризации неподконтрольных площадок (dExes). Так, решение о конвертации бизнеса в торгуемый на открытом рынке актив будет принимать руководитель в беспрепятственной форме, поскольку запретить ведение торговли на неподконтрольной платформе невозможно.
  • Проведение ICO может осуществляться не только в криптовалюте, но и в фидуциарной денежной единице (доллар, евро).
  • Проекты, производящие крипторазмещение, приносят реальный доход. Стоит отметить, что сегодня они находятся на стадии pre-seed.
  • Возможность повторного раскручивания блокчейн-проектов не исключается. Так, в процессе краудсейла размещается некоторая часть токенов, что снижает усредненный размер их расположения. Это позволяет оценить величину капитализации с большей точностью, а также привлечь инвесторов к бизнесу в необходимый для этого момент.
  • Процесс крипторазмещения состоит из решения простых задач по аудиту с последующим анализированием проекта, что входит в компетенцию независимых рейтинговых агентств и аналитиков криптовалютных фондов.

По словам Степана Гершуни, несмотря на впечатляющие перспективы индустрии, криптоэкономика находится на начальном этапе развития. И ее будущее, в первую очередь, зависит от осмысленности идеи участниками рынка и дальновидности властей. Отсутствие стандартов относительно предоставления отчетности перед вкладчиками порождает массу вопросов к методологии и оценки капитализации криптовалютных решений (например, Ripple). Крайне низкая степень защиты вкладчиков создает преграды для прихода в экономику нового потока участников.

Пол Грем, основатель YC, уверен, что технологическая революция постигает «кривую роста стартапа», начинающуюся с момента возложения на нее завышенных ожиданий, и заканчивая их сменой на стабильный рост в долгосрочной перспективе.

Что касается ICO, то здесь еще не достигнута вершина начального хайпа. Так, криптоэкономике предстоит вписать в историю не только гениальные, но и весьма сомнительные проекты. Таким образом, будут выработаны единые правила игры, понятные каждому приверженцу цифровой технологии. И напоследок, прежде чем инвестировать деньги в новый проект, следует изучить его более детально.

 


Назад